Название сайта
 Каталог статей
Главная » Статьи » Педагогический словарь » Слово на "А" [ Добавить статью ]

Слова на "А"
АВТОРИТАРНОСТЬ (от лат. autoritas — влияние, власть) — соц.-психологическая характеристика личности, отражающая ее стремление максимально подчинить своему влиянию партнеров по взаимодействию и общению, проявляющаяся во властности, склонности человека к использованию недемократичных методов воздействия на окружающих в форме приказов, распоряжений, указаний, наказаний и т. п. Все эти черты часто свойственны авторитарному учителю.

Авторитарное воспитание — воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, А. в. препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики — учитель — субъект, а ученик — объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент — на воспитывающем обучении. Яркий представитель — Иоганн Фридрих Гербарт (1776—1841). Такой стиль порождает в педагоге особые профессиональные черты: догматизм, чувство непогрешимости, педагогическую бестактность, безапелляционность в суждениях. Одно из его проявлений в педагогической деятельности — морализирование.

АВТОРИТЕТ УЧИТЕЛЯ — особая профессиональная позиция, определяющая влияние на учащихся, дающая право принимать решения, выражать оценку, давать советы. Подлинный А. у. опирается не на должностные и возрастные привилегии, а на высокие личностные и профессиональные качества воспитателя: демократичный стиль сотрудничества с воспитанниками, эмпатию, способность к открытому общению, позитивную концепцию учителя, его стремление к постоянному совершенствованию, эрудированность, компетентность, справедливость и доброту, общую культуру. Иррадиация авторитета учителя — перенос авторитета на те сферы жизнедеятельности, где право учителя на авторитетное влияние еще не проверялось. Спецификация авторитета — признание авторитетности человека лишь в одной из сфер, а в др. он не выступает в качестве авторитета.

АГРЕССИЯ — целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, причиняющее физический вред или вызывающее отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности. Агрессивные действия могут выступать как средство достижения к.-л. цели, как способ психической разрядки, удовлетворения блокированной потребности личности и переключения деятельности, как форма самореализации и самоутверждения. А.: физическая, вербальная, прямая и косвенная, аутоагрессия (самообвинение, самоуничижение, самоубийство), враждебная (причинение вреда), инструментальная.

АДАПТАЦИЯ ПСИХИЧЕСКАЯ — психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды.
АДАПТАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ — 1) активное приспособление человека к изменившейся среде с помощью различных соц. средств, к-рое характеризуется тем, что человек, сам осознав необходимость изменений в отношениях со средой, формирует новые способы поведения, направленные на гармонизацию отношений с окружающими; 2) оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций группы, вхождение в ее ролевую структуру; 3) процесс и результат освоения ребенком новых для него соц. ролей и позиций, значимых для самого ребенка и его соц. окружения — родителей, учителей, сверстников, др. людей, всего социума.

АДАПТИВНАЯ МОДЕЛЬ ШКОЛЫ - новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей, вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

АДАПТИВНОСТЬ-НЕАДАПТИВНОСТЬ - тенденции соответствия—несоответствия между целями и достигаемыми результатами деятельности. А. выражается в согласовании, а Н. — в рассогласовании целей и результатов. Под воздействием воспитания и обучения, условий и образа жизни уровень А. повышается или понижается.

АДАПТИВНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ - способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан, создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педаго­гических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А. о. с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и соц. среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними педагогических технологий, учитывающих индивидуальные особенности и интересы обучающегося; в полноценности духовно-нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. Функции А. о. с: мотивационно-стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико-реабилитационная, коррек-ционно-компенсаторная.

АДАПТИРОВАННОСТЬ — уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его соц. статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. Человек м. б. гармоничен и адаптирован или дисгармоничен и дезадаптирован.

АККРЕДИТАЦИЯ — право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью.

АКМЕОЛОГИЯ (от греч. acme — пик, вершина, высшая степень чего-либо) — междисциплинарная наука, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (период примерно от 30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии — акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

АКСЕЛЕРАЦИЯ — ускорение роста и полового созревания детей и подростков по сравнению с предыдущими поколениями.

АКСИОЛОГИЯ — философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психол. ценностях личности, коллектива, общества, их соотношении с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. В современной педагогике выступает как ее ме­тодологическая основа, определяющая систему пед. взглядов, в основе к-рых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.АКТИВНОСТЬ

ЛИЧНОСТИ (от лат. activus — деятельный) — деятельное отношение личности к миру, способность произво­дить общественно значимые преобразования материальной и духовной среды на основе освоения исторического опыта человечества; проявляется в творческой деятельности, волевых актах, общении. Формируется под воздействием среды и воспитания. Активность надситуативная (неадаптивная) — способность человека подниматься над уровнем требований ситуации, ставить цели, избыточные с точки зрения основной задачи, преодолевая внешние и внутренние ограничения деятельности; предполагает существование мотивации, суть к-рой заключается в самой притягательности действий с непредрешенным исходом. Человеку известно, что выбор, к-рый он собирается сделать, будет оплачен, возможно, разочарованием или срывом, но это не отталкивает, а еще сильнее стимулирует к действию. Интенсивно разрабатывается психологом В. А. Петровским. А. н. выступает в явлениях творчества, познавательной (интеллектуальной) активности, «бескорыстного» риска, сверхнормативной активности. В процессе воспитания необходимо стимулировать такую активность у детей и подростков и поощрять ее проявления.


Активность познавательная — деятельное состояние личности, к-рое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой А. п. является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом. Различают три уровня А. п. — воспроизводящая, интерпретирующая, творческая. Активность общественная — деятельное отношение человека к жизни общества, в к-ром он выступает как инициативный носитель и проводник или разрушитель норм, принципов и идеалов этого общества или определенного класса; сложное морально-волевое качество личности. Предполагает наличие интереса к общественной работе и организаторских умений, ответственность при выполнении поручений, инициативность, исполнительность, требовательность к себе и готовность помочь др. при выполнении общественных заданий.

Активность социальная — родовое понятие относительно видовых: общественно-политической, трудовой, познавательной и др. А. с. реализуется в виде соц. полезных действий, под влиянием мотивов и стимулов, в основе к-рых лежат общественно значимые потребности. Субъектом — носителем А. с. выступает человек, соц. группа и др. общности. Как общественное свойство личности А. с. развивается через систему связей человека с окружающей соц. средой в процессе познания, деятельности и общения. Являясь динамичным образованием, А. с. может иметь различную степень проявления. Тот или иной уровень А. с. зависит от соотношения между соц. обязанностями личности в общественно значимой деятельности и субъективными установками на деятельность.

АКТУАЛИЗАЦИЯ — перевод знаний, навыков и чувств в процессе обучения из скрытого, латентного, состояния в явное, действующее.

АКЦЕНТУАЦИИ ХАРАКТЕРА (личности) - чрезмерное усиление отдельных черт характера и их сочетаний, представляющих крайние варианты нормы; им присуща тенденция к соц.-положи-тельному и соц.-отрицательному развитию в зависимости от воздействий среды и воспитания. Автор термина — нем. психолог и психиатр К. Леонгард. Учителю знание А. х. (л.) необходимо при изучении и понимании воспитанников и осуществлении индивидуального подхода к ним.


Астеническая — тип акцентуации, проявляющийся в таких признаках, как быстрая утомляемость, раздражительность, склонность к депрессии, повышенная тревожность, мнительность, нерешительность, склонность к самоанализу, постоянные сомнения, навязчивые мысли.


АЛГОРИТМ — предписание, задающее на основе системы правил последовательность операций, точное выполнение к-рых позволяет решать задачи определенного класса. На основе алгоритма учителем составляются различные памятки для учащихся, схемы анализа изучаемых явлений и фактов.


АЛЬТРУИЗМ (от лат. alter — другой) — нравственная норма и черта личности, проявляющаяся в бескорыстной заботе о благе окружающих, готовности жертвовать собственными интересами в пользу др. человека или соц. общности. Введен философом О. Кон-том как противоположный понятию эгоизм. Формируется в процессе гуманистического взаимодействия воспитателя и воспитанников.


АМБИВАЛЕНТНОСТЬ ЧУВСТВ (от греч. ambi - приставка, обозначающая двойственность, лат. valentia — сила) — сложное состояние личности, связанное с одновременным возникновением противоположных эмоций и чувств; проявление внутреннего конфликта личности. Часто наблюдается у подростков во взаимодействии со сверстниками, родителями, педагогами.


АМБИДЕКСТРИЯ — способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.


АМБИЦИЯ — обостренное самолюбие, самоуверенность, надменность, пренебрежительное отношение к др. людям, недооценка их способностей и возможностей. А. затрудняет общение человека в коллективе, семье.


АНДРОГОГИКА — раздел дидактики, раскрывающий и развивающий принципы обучения взрослых.


АНДРОГИНИЯ (от лат. andros — мужской, gunes — женский) — понятие, введенное амер. психологом С. Бемом для обозначения людей, успешно сочетающих в себе как традиционно мужские, так и традиционно женские психол. качества. Как было доказано, дифференциация этих качеств по половому признаку возникает и формируется скорее вследствие специфического семейного воспитания мальчиков и девочек и соц. воздействия, нежели биологических различий между полами.

АНКЕТА — опросный лист для получения ответов на заранее составленную систему вопросов. Используется для получения к.-л. сведений о том, кто ее заполняет, а также при изучении мнений больших соц. групп. А. бывают открытые (свободные ответы отвечающего), закрытые (выбор ответа из предлагаемых) и смешанные. Широко используется в пед. исследованиях.

АННОТАЦИЯ (от лат. annotatio — примечание, пометка) — краткая формулировка основного содержания источника в двух-трех предложениях. Умение делать А. необходимо формировать уже в школе.

АНОМАЛИЯ — отклонения разной степени от нормы. Синоним — девиация.

АНТРОПОГЕННЫЙ — связанный с происхождением человека.

АНТРОПОКОСМИЗМ — философское и общенаучное воззрение, согласно к-рому человек, его мысль и деятельность ставятся в центр мировой эволюции, а затем и сами выступают ее мощнейшим фактором. В педагогике вылилось в теорию ненасильственного воспитания и формирования глобального мышления, на­правленного на постановку и мирное решение общечеловеческих проблем и понимание себя как активной частицы мироздания.

АНТРОПОЛОГИЗМ — научная концепция (система взглядов), рассматривающая человека как высшее и совершеннейшее произведение природы. В А. «человек» выступает основной мировоззренческой категорией, с позиций к-рой должно производиться исследование и природы, и общества, происходить развитие всех наук.

Антропология педагогическая — философская база воспитания, к-рая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; «изучение человека во всех проявлениях его природы со специальным приложением к искусству воспитания» (К. Д. Ушинский); воспитание в А. п. понимается как атрибут человеческого бытия.

Антропология психологическая — учение о природе, условиях развития и становления субъектности, внутреннего мира человека. Антропология философская — учение о сущности человека, его происхождении и смысле жизни, о закономерностях бытия; ориентирована на синтез конкретно-научных знаний о человеке и на построение его целостного образа в человекознании. Антропология христианская — учение об отношениях Бога и человека, в к-рые человек вступает как живая уникальная личность со своими молитвами, мольбами, переживаниями, всем своим существом. Развернутое учение о человеке и конкретной практике его жизни в соответствии с Законом Божьим и заповедями блаженства. Руководящим началом жизни каждого человека должно быть проявление духа в человеке. Сам же дух проявляется в страхе Божьем, совести и жажде Бога. Учение о нераздельности и одновременно неслиянности двух природ во Христе — божественной и человеческой. Философско-антропологическое учение понимает человека в его всеобъемлющей, всеохватываю­щей целостности и самоценности, как творческую и свободную личность. В А. х. ставятся задачи выработки принципов, руководствуясь к-рыми можно было бы. защитить достоинство и свободу человека. Выступает методологическим обоснованием педагогики христианства.

АНТРОПОЛОГО-1УМАНИСГИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП (в пед.) -организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с законами развития детского организма и становления личности.

АПАТИЯ (от греч. apathetia — бесстрастность) — состояние, характеризующееся снижением активности, эмоциональной пассивностью, безразличием, упрощением чувств, равнодушием к событиям окружающей действительности и ослаблением побуждений и интересов.

АППЕРЦЕПЦИЯ — зависимость восприятия от прошлого опыта и запаса знаний.

АПРОБАЦИЯ — испытание с целью подтверждения того или иного предположения в ходе исследования; опытная проверка.

АРИСТОТЕЛЬ (384—322 до н. э.) — древнегреческий философ, к-рый систематизировал все области знания своего времени. Мысли, высказанные им по вопросам воспитания, целью к-рого считал формирование деятельной, волевой, самостоятельной личности, актуальны и в наше время. А. создал первую возрастную периодизацию, указав на особенности каждого возраста, определив цели, содержание и методы воспитания в каждый возрастной период. Выдвинул требование: в воспитании следовать за природой (принцип природосообразности). Выступал против равного с мужчинами образования для женщин.

АРТТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

АРХЕТИП (от греч. archetipos — первообраз) — связь образов (Бога, матери, вождя и т. п.), переходящих из поколения в поколение. Термин введен К. Юнгом, швейц. психологом и психиатром. Архетипы сокрыты в коллективном бессознательном, к-рое существует в каждом человеке наряду с личным бессознательным и сознанием, определяют особенности поведения, мышления личности, наполняясь в течение жизни конкретным содержанием.

АТТЕСТАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ - установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательного учреждения требованиям государственных образовательных стандартов.

АТТИТЮД — соц. фиксированная установка, предрасположение к определенному поведению личности в ситуациях внутри-коллективного общения.

АТТРАКЦИЯ (от лат. attrahere — привлекать, притягивать) — возникновение симпатии, установка на др. человека, как на привлекательного. Является важным показателем профессиональной пед. пригодности.


АУТИЗМ (от греч. autos — сам) — состояние психики, характеризующееся замкнутостью, отсутствием потребности в общении, предпочтением своего внутреннего мира контактам с окружающими. Термин, введенный Э. Блейером (швейц. психологом), используется как для обозначения грубой аномалии психического развития, так и применительно к нормальной психике (А. может являться способом психологической защиты). Дети-аутисты обладают хорошей памятью, проявляют математическую и музыкальную одаренность, способны к обучению, изучению языков, но сроки овладения знаниями могут быть сдвинуты на более поздние возрастные периоды, чем обычно. Такие дети должны жить и воспитываться в семьях, а не в специнтернатах.


АУТОАГРЕССИЯ — разновидность агрессивного поведения, когда враждебные действия направлены человеком на самого себя. Проявляется в склонности к самоунижению, самобичеванию. В особо тяжелых случаях — в попытках суицида. Характерна для лиц, страдающих невротическими и депрессивными расстройствами. Основное средство коррекции — психотерапия.


АУТОГЕННАЯ ТРЕНИРОВКА (от греч. autos — сам, genos — происхождение) — см. Психотерапия.


АФФЕКТ (от лт. affektus — душевное волнение, страсть) — сильное и относительно кратковременное нервно-психическое возбуждение (ярость, ужас, гнев), сопровождающееся нарушением самоконтроля, напряженной мимикой и жестикуляцией, возникающее в критических обстоятельствах — при неспособности человека найти адекватный выход из сложившейся ситуации. Учителю необходимо учитывать при оценке поступков воспитанников эмоциональное состояние, в к-ром ученики находились во время их совершения.


Аффект неадекватности — устойчивое отрицательное переживание, вызванное неспособностью добиться успеха в к.-л. деятельности и, как правило, сопровождающееся попытками самооправдания или дискредитации самих целей деятельности. Длительное состояние А. н. приводит к формированию и закреплению отрицательных черт характера. Дети в состоянии А. н. становятся обидчивыми, подозрительными, раздражительными, склонными к негативизму и агрессии.


АФФЕКТАЦИЯ — необычное, искусственное возбуждение, неестественность в речи, жестах, манерах, излишняя активность поведения. Признак неискренности в общении, в поведении.


АФФИЛИАЦИЯ (от лат. affiliate — присоединять, присоединяться) — потребность человека в общении, в эмоциональных контактах. А. проявляется в стремлении быть членом группы, взаимодействовать с окружающими, оказывать помощь членам сообщества и принимать помощь других. Наличие этой потребности является одной из предпосылок определения профессиональной пригодности учителя.

Категория: Слово на "А" | Добавил: metalworker (05.06.2012)
Просмотров: 24487 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.9/10
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Среда, 09.07.2025, 21:22
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Слово на "А"
Слово на "Б"
Слово на "В"
Слово на "Г"
Слово на "Д"
Слово на "Ж"
Слово на "З"
Слово на "И"
Слово на "К"
Слово на "Л"
Слово на "М"
Слово на "Н"
Слово на "О"
Слово на "П"
Слово на "Р"
Слово на "С"
Слово на "Т"
Слово на "У"
Слово на "Ф"
Слово на "Х"
Слово на "Ц"
Слово на "Ч"
Слово на "Ш"
Слово на "Э"
Слово на "Ю"
Слово на "Я"
Поиск

 © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz