Название сайта
 Каталог статей
Главная » Статьи » Педагогический словарь » Слово на "Г" [ Добавить статью ]

Слова на "Г"
ГЕГЕЛЬ Георг Вильгельм Фридрих (1770—1831) — нем. философ. Основные работы: «Философия духа», «Система нравственности», «Философская пропедевтика», «Энциклопедия философских наук» и др. Отстаивал идеал целостного формирования индивида в контексте культуры человечества. Стремился к формированию образованного гражданина как свободного члена общества. Противостоял элитарным концепциям образования. Развивал системный и исторический подход к проблемам воспитания и обучения. Цель воспитания, по Г., «сделать человека самостоятельным существом, т. е. существом со свободной волей». Воспита­ние считал обязанностью государства и семьи, с к-рой все начинается. Она призвана создать, воспитать человека, нужного обществу, государству, миру. В первые годы особенно важно материнское воспитание, ибо нравственность, по мысли Г., должна быть укоренена в ребенке как чувство. Предполагал участие церкви в образовании и воспитании детей, т.к. религия дает в форме чувственных и сверхчувственных образов целостное миросозерцание. Образование для Г. имело большое соц.-философское значение, он считал, что человек осуществляет «самопорождение» в процессе собственно деятельности. Учитель должен выполнять свою работу не только по обязанности, но и с удовольствием. Важнейшим воспитательным учреждением считал гимназию. Значительное место в образовании, по мысли Г., должна занимать философия, включающая философию объективного духа (учение о праве, морали и религии), психологию и логику, философию природы и философию духа.

ГЕДОНИЗМ — этико-психол. учение, возникшее в античности, утверждающее, что наслаждение является высшим благом, целью личности, критерием истинности и целесообразности, основным мотивом ее поведения. Преобладание гедонистских наклонностей человека является нежелательным при профессиональном отборе в пед. учебные заведения.

ГЕЛЬВЕЦИЙ Клод Адриан (1715-1771) - фр. философ-материалист, просветитель. Основные работы: «Об уме», «О человеке, его умственных способностях и его воспитании». Считал человека продуктом обстоятельств. Отвергал умственное, соц., национальное и расовое неравенство. Признавал право всех (и женщин) на образование. Выступал против засилия латыни в школах. Был сторонником реальных знаний. Доказывал преимущества общественного воспитания перед семейным. Обучение, по Г., должно быть наглядным, строиться на личном опыте ребенка, учебный материал — простым и доступным, школа — светской и государственной.

ГЕНИАЛЬНОСТЬ (от лат genius — дух) — высший уровень развития способностей — как общих (интеллектуальных), так и специальных. О наличии Г. можно говорить лишь в случае достижения личностью таких результатов творческой деятельности, к-рые составляют эпоху в жизни общества, развитии культуры. От учителя и образовательной системы, в к-рую включается ребенок с выдающимися способностями, во многом зависит, сумеет ли он реализовать свой потенциал.

ГЕНОТИП — наследственная основа организма; генетическая модель данного организма, заложенная в совокупности его генов.

ГЕРБАРТ Иоганн Фридрих (1776—1841) — нем. философ, педагог, психолог. Основные пед. труды: «Общая педагогика, выведенная из целей воспитания», «Учебник психологии», «Письма о приложении психологии к педагогике», «Очерк лекций по педагогике». По Г., педагогика теснее всего связана с философией, к-рая предписывает ей цели воспитания, и с психологией, указывающей пути достижения этих целей. Считается теоретиком авторитарной педагогики. Цель воспитания, считал Г., заключается в формировании добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установлен­ный правопорядок. Выделял основные пути воспитательного воздействия на воспитанников: обучение, управление и нравственное воспитание. Ввел в оборот понятия ассоциация, апперцепция, воспитывающее обучение. Во многом опередил развитие западной педагогики XIX в.

ГЕРМЕНЕВТИКА (от греч. hermeneutikos — разъясняющий, растолковывающий) — направление в философии, основной проблемой к-рого является проблема понимания. В педагогике Г. начинает использоваться как принцип научного исследования, требующий более осмысленного и глубокого понимания сущности воспитательного взаимодействия и разработки технологий обучения. В образовании одним из основных способов постижения истины является обучение пониманию.

ГЕРОГОГИКА — наука о воспитании пожилых и престарелых людей.

ГЕССЕН Сергей Иосифович (1887—1950) - русский философ и педагог, вынужденный в 20-х годах эмигрировать за границу.

Основные пед. работы: «Основы педагогики», «О противоречии и единстве воспитания» и др. Дал философско-пед. анализ важнейших направлений пед. мысли первой четверти XX в. в России, Европе, США. Осуществил философский подход к педагогике, поставив в ее центр ценностное отношение к образованию, к-рое рассматривал как непрерывное восхождение к высотам культуры, личности, ее индивидуальности. Считал педагогику теоретической наукой о должном, рассматривая ее как прикладную философию. Убедительно показал неприемлемость национализма в системе общего образования: «всякое хорошо поставленное образование по необходимости будет национальным».

ГЕШТАЛЬТ (от нем. Gestalt — образ, форма) — устойчивый способ организации целого, его изменяющихся частей; целостные психические образования.

Гештальттерапия — система методов и процедур психотерапевтического воздействия на человека, основанных на теории гештальтпсихологии. Главный принцип Г. — безусловное принятие человеком себя, др. людей и всего остального мира таким, какие они есть; восприятие и оценка сиюминутного состояния человека как вполне совершенного, не требующего изменения или улучшения. В последнее время Г. в нашей стране привлекает внимание не только психологов, но и педагогов, т. к. методы психотерапии все активнее входят в арсенал способов взаимодействия педагогов с воспитанниками.

ГИМНАЗИЯ — среднее общеобразовательное учебное заведение, обычно гуманитарно-филологического направления (термин заимствован из Древней Греции от «гимнасий»). Г. дает углубленное изучение дисциплин, обеспечивающее вариативность образования в зависимости от его конкретного направления, а также освоение общеобразовательных дисциплин и курсов основ наук по профилю, выбранному учащимися.

ГИПНОПЕДИЯ — обучение во сне.

ГИПОТЕЗА — основание, предположение, выдвигаемое с целью объяснения причин, свойств и существования явлений действительности. Формулировка гипотезы в пед. исследованиях, как правило, направлена на определение условий протекания тех или иных пед. процессов и явлений.

ГЛОССАРИЙ — словарь к к.-л. тексту, преимущественно древнему, объясняющий малоизвестные или устаревшие слова. В настоящее время значение этого понятия расширяется. В педагогике часто стали говорить о Г. отдельного учебного предмета или всего образовательного стандарта.

ГОСПИТАЛИЗМ — совокупность психических и соматических расстройств, обусловленных длительным пребыванием человека в больничном стационаре или закрытом учреждении (Дом ребенка, детский дом) в отрыве от близких людей и дефицитом личностно направленного эмоционального общения. Термин ввел в оборот австро-амер. психоаналитик Р. Спите. Для Г. свойственны отставание в овладении собственным телом и речью, пониженный уровень адаптации к окружению, ослабленная сопротивляемость инфекциям и т. д., что у младенцев и детей приводит к тяжелым и зачастую необратимым последствиям. Г. может возникнуть не только в официальных заведениях (больничные стационары, приюты), где ребенок не получает достаточного вни­мания и тепла, но и в семьях, где матери не любят своих детей или не уделяют им достаточного внимания. Г. встречается и у взрослых людей, проявляясь соц. дезадаптацией, утратой интереса к труду и трудовых навыков, уменьшением и ухудшением контактов с окружающими людьми.

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ -1) основной документ, определяющий образовательный уровень, к-рый должен быть достигнут выпускниками независимо от форм получения образования. Включает в себя федеральный и национально-региональный компоненты; 2) основной документ, в к-ром определены конечные результаты образования по учебному предмету. Составляется для каждого этапа образования. Стандартом определяются цели и задачи предметного образования, представления, умения и навыки, к-рыми предстоит овладеть учащимся, технология проверки результатов образования; 3) федеральные компоненты Г. о. с. определяют обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.

ГОТОВНОСТЬ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ - комплексное понятие, в состав к-рого входят личностная и интеллектуальная готовность, а также достаточный уровень развития зрительно-моторной координации. Личностная готовность — наличие мотивов учебной деятельности (наличие желания не просто пойти в школу, но и учиться, выполнять определенные, связанные с учебой обязанности), познавательное отношение к внешнему миру, сфор-мированность коммуникативных средств и навыков, желания общаться; достаточный уровень эмоционального и волевого развития психики. Интеллектуальная готовность — достижение достаточного для начала систематического обучения уровня зрелости познавательных процессов (восприятия, памяти, мышления, воображения, речи), владение ребенком знаниями, умениями и навыками в объеме стандартной программы детского сада. Для диагностики Г. р. к ш. используется комплекс разнообразных

методик, направленных на исследование развития познавательной и коммуникативной сфер, индивидуальных особенностей и качеств личности, в частности такие, как тест «Мотивационная готовность» (А. Л. Венгер), тест Бендер и др.

ГОТОВНОСТЬ СТАРШЕКЛАССНИКОВ К САМООПРЕДЕЛЕНИЮ — готовность школьников к выбору своего трудового, профессионального пути, осознанию собственных интересов, индивидуальных психол. особенностей своей личности.

ГРАЖДАНСТВЕННОСТЬ — нравственное качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; разумное использование своих гражданских прав, точное соблюдение и уважение законов страны.

ГРАМОТНОСТЬ — владение человеком навыками устной и письменной речи в соответствии с нормами литературного языка. Один из базовых показателей соц.-культурного развития населения, а применительно к школе — одно из важнейших условий и показателей качества обучения. Г. имеет и более широкое толкование — как определенная степень владения знаниями в той или иной области и умениями их применять.

Грамотность компьютерная — часть технологического образования. В структуру Г. к. входит: знание основных понятий информатики и вычислительной техники; знание принципиального устройства и функциональных возможностей компьютерной техники; знание современных операционных систем и владение их основными командами; знание современных программных оболочек и операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширения) и владение их функциями; владение хотя бы одним текстовым редактором; первоначальные представления об алгоритмах, языках и пакетах программирования; первоначальный опыт использования прикладных программ утилитарного назначения.

ГРУППА РЕФЕРЕНТНАЯ (от лат. referens - сообщающий) -реальная или условная соц. общность, с к-рой индивид соотносит себя как с эталоном и на нормы, мнения, ценности и оценки к-рой ориентируется в своем поведении и своей самооценке.

ГРУППОВАЯ РАБОТА НА УРОКЕ - форма организации учебно-познавательной деятельности на уроке, предполагающая функционирование разных малых групп, работающих как над общими, так и над специфическими заданиями педагога. 1 • Р- н. у. стимулирует согласованное взаимодействие между учащимися, отношения взаимной ответственности и сотрудничества.

ГРУППЫ РИСКА — категории населения, в том числе дети и подростки, более др. склонные совершать аморальные или уголовно наказуемые поступки.

ГУМАНИЗАЦИЯ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ - реализация в процессе построения отношений между педагогом и воспитанником принципов мировоззрения, в основе к-рого лежит уважение к людям, забота о них; постановка в центр пед. внимания интересов и проблем ребенка; формирование у детей отношения к человеческой личности как высшей ценности в мире. Играет роль соц. защиты ребенка и детства.

ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества.

ГУМАНИЗМ — принцип мировоззрения, в основе к-рого лежит признание безграничности возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, убеждений, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений. В настоящее время становится одним из основных принципов педагогики.

ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛ ЧЕЛОВЕКА - возникшее в античной Греции, а затем неоднократно возрождавшееся в общественном сознании на протяжении человеческой истории представление о совершенном человеке как всесторонне образованном и развитом, осознающем свою индивидуальность, призвание, свое право на свободное развитие собственных способностей. Современные пед. подходы возвращаются к этим представлениям, придавая большое значение нравственному воздействию на ум уча­щихся, на их сердце, чувства, волю.

ГУМАНИТАРИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ - установление гармонического равновесия между естественно-математическими и гуманитарными циклами в обучении с целью развития в каждом обучаемом духовно богатой личности, умеющей противостоять технократизму и бесчеловечности.

ГУМАНИТАРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ - приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, направленное на формирование личностной зрелости обучаемых.

ГУМАНИТАРНЫЙ — относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре.

ГУМАННОСТЬ (от лат. humanus — человечный) — человечность, человеколюбие, уважение к людям и их переживаниям. Одна из ведущих нравственных ценностей, к-рая должна формироваться у современного человека в процессе воспитания и обучения.



Категория: Слово на "Г" | Добавил: metalworker (05.06.2012)
Просмотров: 2611 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вторник, 08.07.2025, 09:37
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Слово на "А"
Слово на "Б"
Слово на "В"
Слово на "Г"
Слово на "Д"
Слово на "Ж"
Слово на "З"
Слово на "И"
Слово на "К"
Слово на "Л"
Слово на "М"
Слово на "Н"
Слово на "О"
Слово на "П"
Слово на "Р"
Слово на "С"
Слово на "Т"
Слово на "У"
Слово на "Ф"
Слово на "Х"
Слово на "Ц"
Слово на "Ч"
Слово на "Ш"
Слово на "Э"
Слово на "Ю"
Слово на "Я"
Поиск

 © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz