Название сайта
 Каталог статей
Главная » Статьи » Педагогический словарь » Слово на "И" [ Добавить статью ]

Слова на "И"
пособствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Особенно важна для детей, к-рые через воспроизведение в игровом процессе дей­ствий взрослых и отношений между ними познают окружающую действительность. И. служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.

Игра предметная — детская игра с окружающими предметами, в к-рой ребенок учится использовать их по прямому назначению. Игра ролевая — совместная групповая игра, в к-рой дети берут на себя различные соц. роли (матери, отца, воспитателя, врача, ребенка, ученика и т. п.) в специально создаваемых ими сюжетных условиях.

Игра символическая — игра, в к-рой реальность воспроизводится в виде символов, знаков, а действия выполняются в абстрактной, символической форме.

Игра сюжетная — игра, в к-рой ребенок воспроизводит сюжеты из реальной жизни людей, рассказов, сказок и т. п. Игры компьютерные дидактические и развивающие — игровые программы для персональных компьютеров, имеющие обучающий и развивающий характер. Представленные в нескольких видах {абстрактно-логические, сюжетные, ролевые), компьютерные игры расширяют кругозор учащихся, стимулируют их познавательный интерес, формируют различные умения и навыки (игровые тренажеры), способствуют психофизическому развитию. Однако излишнее увлечение играми может нанести вред ребенку.

ИДЕНТИФИКАЦИЯ (ТИПИЗАЦИЯ) ПОЛОРОЛЕВАЯ - приобретение ребенком психол. черт и особенностей поведения человека того же или др. пола.

ИДЕОЛОГИЗАЦИЯ — процесс насильственного подчинения общественного сознания официальным идеологическим концепциям и установкам властных структур. Составная часть политики тоталитарного режима.

ИДЕЯ — мысль, получившая концептуальное оформление.

ИДИОТИЯ — см. Олигофрения.

ИЗОЛЯЦИЯ, ОТЧУЖДЕНИЕ — см. Защита психологическая.

ИМАГОТЕРАПИЯ — см. Психотерапия.

ИМБЕЦИЛЬНОСТЬ -см. Олигофрения.

ИМИДЖ УЧИТЕЛЯ (от англ. image — образ) — эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, соц. окружения, в массовом сознании. При формировании И. у. реальные качества тесно переплетаются с теми, к-рые приписываются ему окружающими.

ИММАНЕНТНЫЙ (от лат. immanens — свойственный чему-либо, пребывающий в чем-либо) — внутренне присущий к.-л. явлению, проистекающий из его природы, сущности.

ИМПЕРАТИВНЫЙ (от лат. imperativus — повелительный) — не терпящий возражений, не допускающий выбора.

ИМПЛИЦИТНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАНИЯ - стереотипы воспитания, складывающиеся в народных традициях и опыте, но не имеющие теоретического оформления.

ИМПЛИЦИТНЫЕ КОНЦЕПЦИИ ЛИЧНОСТИ - совокупность представлений о том, каким должен быть каждый представитель данного этноса. Понятие разрабатывается И. Коном.

ИМПРОВИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ - нахождение учителем неожиданного пед. решения в ходе урока или общения и практически мгновенное его воплощение. Процесс И. п. состоит из четырех этапов, к-рые представляют собой по сути в сжатом виде все стадии творческого процесса. Первый этап— пед. озарение. В ходе урока или воспитательного мероприятия в ответ на реплику, вопрос, поступок или при объяснении нового материала учитель получает толчок, импульс изнутри, происходит вспышка, озаряющая новую, необычную мысль, идею. Второй этап — мгновенное осмысление пед. идеи и моментальный выбор пути ее реализации. Если рождение идеи возникает интуитивно, то путь ее воплощения выбирается интуитивно-логически. Третий этап— публичное воплощение, или реализация пед. идеи. Этот этап становится центральным, от него зависит эффективность И. п. Четвертый этап— осмысление, т. е. мгновенный анализ процесса воплощения пед. идеи и решение о продолжении И. п. или переходе к запланированным ранее действиям. И. п. позволяет совершенствовать пед. технику, гибко реагировать на возникающие задачи.

ИНВАРИАНТЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ - пед. истины, не подлежащие пересмотру. Термин введен в педагогику фр. педагогом С. Френе, к-рый разработал 30 инвариантных принципов на основе гуманистической педагогики. Напр.: природа ребенка такая же, как и природа взрослого; поведение ребенка в школе зависит от его психол. склада и состояния здоровья; никто — ни ребенок, ни взрослый — не любит, чтобы ему приказывали; любой человек стремится к успеху; неудача тормозит работу и лишает энтузиазма.

ИНВАРИАНТНАЯ ЧАСТЬ БАЗИСНОГО УЧЕБНОГО ПЛАНА — часть базисного учебного плана, не подлежащая изменениям на местах. И. ч. б. у. п. обеспечивает формирование личностных качеств школьников в соответствии с общечеловеческими идеалами и культурными традициями, создает единство образователь­ного пространства на территории страны.

ИНГИБИЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ (от лат. inhibere - сдерживать, останавливать) — ухудшение результатов деятельности, если человек начинает ее осуществлять в присутствии посторонних лиц, как реальных, так и воображаемых. Зачастую ребенок хуже, чем обычно, выполняет задание, когда учитель или родители нахо­дятся в это время в непосредственной близости.

ИНДЕТЕРМИНИЗМ (от лат. in — приставка со значением отрицания, determino — определяю) — философская теория, отвергающая всеобщую закономерность и причинную зависимость явлений в природе и обществе. И. признает возможность человека поступать независимо от воздействующих на него внешних фак­торов, стимулов. В психологии синоним «свобода воли».

ИНДИВИД — 1) человек как единичное природное существо, представитель вида Homo sapiens. Само понятие И. указывает на объединение данного человека с человеческим видом (не путать с индивидуальностью — понятием, указывающим на отличие человека как личности и как И.); 2) отдельный представитель челове­ческой общности.

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ - организация учебного процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся; позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого ученика. И. о. осуществляется в условиях коллективной учебной работы в рамках общих задач и содержания обучения.

ИНДИВИДУАЛИЗМ — черта личности, одновременно тип мировоззрения, выражающийся в абсолютизации позиций, интересов отдельного индивида и в противопоставлении их интересам общества, группы людей. В морально-психологическом плане это качество близко к эгоизму.

Индивидуализм нравственный — внутренняя духовная сосредоточенность личности на собственных проблемах совершенствования, поисках цели и смысла жизни, места среди людей, интеллектуально-нравственной свободы; на творческом самовыражении, развитии способностей и дарований.

ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ — уникальное, неповторимое своеобразие личности, совокупность только ей присущих индивидуально-психических особенностей. И. проявляется в специфике темперамента, характера, интересов, интеллекта, потребностей и способностей. Предпосылкой формирования человеческой И. служат анатомо-физиологические задатки, к-рые преобразуются, полностью раскрываются в процессе воспитания.

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ СТИЛЬ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ УЧИТЕЛЯ — совокупность задач, средств и способов пед. деятельности и общения, а также более частных особенностей, как, напр., ритм работы, характерных и устойчивых для данного учителя. Поскольку И. с. определяется соотношением задач и способов деятельности, то он может меняться.

ИНДИФФЕРЕНТНОСТЬ (от лат. indifferens — безразличный) — нейтральность, равнодушие, безучастность.

ИНИЦИАЦИЯ (от лат. initio — начинать, посвящать в таинство; initiatio — совершение таинств). Комплекс действий (в основном обрядовых), сопровождающих смену соц. статуса человека (напр., конфирмация, первое причастие, посвящение в сан, коронация). Инициируемый, став членом к.-л. замкнутого объединения, приобретает новые особые знания, а также функции или полномочия. В узком значении И. — посвящение подростков, характерное главным образом для первобытной культуры, во взрослые полноправные члены социума, важнейший этап социализации личности. И. заключает в себе огромный воспитательный смысл.

ИННОВАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ (нововведение) - 1) целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом. И. п. классифицируются по видам деятельности — педагогические, обеспечивающие пед. процесс, управленческие; по характеру вносимых изменений— радикальные (основанные на принципиально новых идеях и подходах), комбинаторные (новое сочетание известных элементов) и модифицирующие (совершенствующие и дополняющие существующие образцы и формы); по масштабу вносимых изменений — локальные (независимые друг от друга изменения отдельных участков или компонентов), модульные (взаимосвязанные группы нескольких локальных И. п.), системные (полная ре­конструкция системы как целого); по масштабу использования — единичные и диффузные; по источнику возникновения — внешние (за пределами образовательной системы), внутренние (разрабатываются внутри образовательной системы); 2) процесс освоения новшества (нового средства, метода, методики, технологии, программы и т.п.); 3) поиск идеальных методик и программ, их внедрение в образовательный процесс и их творческое переосмысление.

Инновационный прогностический характер управления образовательным учреждением — введение в управленческий цикл таких изменений, к-рые направлены на определение перспектив развития образовательной системы и ее радикальное обновление: диагностика состояния проблемы и выявление проблемных полей, построение концепции преобразования и проектирования, программирование деятельности, моделирование и коррекция модели, ее адаптация и тиражирование результатов. Инновационные процессы в системе образования — управляемые процессы создания, восприятия, оценки, освоения и применения пед. новшеств.

ИНСАИТ (от лат. insight — постижение, озарение) — внезапное, логически невыводимое понимание сущности явления, ситуации в целом. Выступает одним из элементов пед. импровизации и любого творческого процесса.

ИНТЕГРАЦИЯ ГРУППОВАЯ (от лат. integer - целый) - процесс упорядочения, структурирования внутригрупповых отношений единства, общих ценностей, оптимизации взаимоотношений. В детском коллективе И. г. возникает на том этапе его развития, когда появляются общественное мнение и внутриколлективные гуманистические отношения.

ИНТЕЛЛЕКТ (от лат. intellectus — разумение, понимание, постижение) — умственные способности человека; ум.

ИНТЕЛЛЕКТА КОЭФФИЦИЕНТ (от англ. Intelligence Quotient — IQ) — количественный показатель уровня интеллектуального развития, измеряемого с помощью теста интеллекта. Формула И. к. имеет следующий вид:

Умственный возраст ,__

И.к.=---------------------------------------- г-*-------- ЮО.






Категория: Слово на "И" | Добавил: metalworker (05.06.2012)
Просмотров: 737 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Понедельник, 07.07.2025, 11:29
Приветствую Вас Гость
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Слово на "А"
Слово на "Б"
Слово на "В"
Слово на "Г"
Слово на "Д"
Слово на "Ж"
Слово на "З"
Слово на "И"
Слово на "К"
Слово на "Л"
Слово на "М"
Слово на "Н"
Слово на "О"
Слово на "П"
Слово на "Р"
Слово на "С"
Слово на "Т"
Слово на "У"
Слово на "Ф"
Слово на "Х"
Слово на "Ц"
Слово на "Ч"
Слово на "Ш"
Слово на "Э"
Слово на "Ю"
Слово на "Я"
Поиск

 © 2025
Бесплатный конструктор сайтовuCoz